Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.
Обычная версия

Опыт использования природного газа в качестве моторного топлива в Сахалинской области

Доклад на конференцию «Нефть и Газ Сахалина» 27–29 сентября 2017 года

В 2012 году Правительством Сахалинской области и ПАО «Газпром» разработана и утверждена Программа перевода автомобильного транспорта на газомоторное топливо в Сахалинской области на 2014–2020 годы.
В 2013 году Правительством Сахалинской области подписаны соглашения о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива с компаниями «Роснефть» и «Газпром газомоторное топливо».
В 2016 году принята отдельная подпрограмма «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в Сахалинской области» в рамках государственной программы «Развитие промышленности Сахалинской области на 2014 – 2020 годы».

Результатом проводимой работы стал ввод в работу в 2016 году двух автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в областном центре (АГНКС компании «Газпром газомоторное топливо» и компании «ПСК Сахалин»).
Необходимо отметить, что до 2016 года в Сахалинской области не использовался газ в качестве моторного топлива.
АГНКС компании «Газпром газомоторное топливо», мощностью 4 млн. куб. м./год, расположена по пр. Мира в районе Южно‐Сахалинской ТЭЦ-1. Станция имеет 3 заправочные колонки, которые позволяют одновременно заправлять до 6 машин. Объем инвестиций компании составил 250 млн. рублей. Создано 13 рабочих мест.
АГНКС компании «ПСК Сахалин», мощностью 10 млн. куб. м./год, расположена за планировочным районом Луговое вблизи ГРС Дальнее. Компримированный природный газ (КПГ) доставляется потребителям передвижным автомобильным газовым заправщиком (ПАГЗ), объемом 5 тыс. куб. м. Объем инвестиций компании составил 123 млн. рублей. Создано 10 рабочих мест.

Со своей стороны, Правительство Сахалинской области реализует мероприятия по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на территории Сахалинской области. В 2016 году закуплены 40 автобусов и 6 единиц техники ЖКХ для областного центра, использующих природный газ в качестве моторного топлива. До конца 2017 года планируется дополнительная закупка 13 автобусов для пассажирских перевозок и 3-х единиц автотранспорта для сельскохозяйственных предприятий. В г. Южно‐Сахалинске организовано переоборудование существующего транспорта на газомоторное топливо (на сегодняшний день переоборудовано 84 единицы транспорта). В целом на сегодняшний день 130 единиц автотранспорта используют природный газ в качестве моторного топлива. К концу года эта цифра составит порядка 170 единиц.
В следующем месяце исполнится год, как работает АГНКС «Газпрома», в ноябре – год, как работает АГНКС «ПСК Сахалин». За время работы газозаправочных станций реализовано порядка 600 тыс. куб. м. газомоторного топлива, что позволило заместить порядка 600 тыс. литров жидкого топлива. Стоимость топлива составляет 10 руб./куб. м. При том, что 1 куб. м. газомоторного топлива сопоставим с 1 л. жидкого топлива, заправка на АГНКС обходится в 4 раза дешевле, чем на АЗС.
В целях стимулирования перевода автотранспорта на газомоторное топливо в Сахалинской области транспортный налог для транспорта, использующего природный газ в качестве моторного топлива, снижен в два раза.
Правительство Российской Федерации ежегодно выделяет субсидию производителям газобаллонного автотранспорта и техники в размере 3 млрд. рублей. Данная субсидия позволяет производителям предоставлять скидки от 300 тыс. рублей до 3,5 млн. рублей на свою продукцию в зависимости от типа транспортного средства.

С учетом вышесказанного можно выделить следующие «плюсы» перевода автотранспорта на газомоторное топливо:
1. Снижение затрат на топливо в 4 раза.
2. Снижение транспортного налога в 2 раза.
3. Исключение возможности хищения топлива на предприятиях.
4. Снижение выбросов токсичных веществ в окружающую среду
в 10 раз.

Среди недостатков перевода автотранспорта на газомоторное топливо можно отметить:
1. Уменьшение объема багажника автомобиля за счет размещения в нём газового баллона;
2. Отсутствие АГНКС за пределами города Южно‐Сахалинска. При переоборудовании на газомоторное топливо действующего автотранспорта этот недостаток не актуален, т.к. наряду с газомоторным можно использовать обычное жидкое топливо. Для однотопливных газовых автомобилей заводского изготовления данный вопрос актуален.
3. Необходимость оформления изменений в конструкцию транспортного средства в ГИБДД. В данном случае подготовку документов берёт на себя организация, которая устанавливает газобаллонное оборудование.
4. Недостаточная информированность населения и руководства предприятий по вопросам перевода автотранспорта на газомоторное топливо (например, часто путают компримированный природный газ – метан с пропаном).

Основные пути развития рынка газомоторного топлива в Сахалинской области:
1. Повышение информированности населения и предприятий по вопросам переоборудования существующего транспорта на газомоторное топливо и возможностях приобретения газобаллонного транспорта заводского изготовления.
2. Выделение бюджетных субсидий муниципальным образованиям области на закупку автотранспорта в газобаллонном исполнении и на переоборудование существующего транспорта на газомоторное топливо.
3. Введение субсидии населению на компенсацию затрат на переоборудование автотранспорта для работы на газомоторном топливе в размере 50% от стоимости затрат.
4. Расширение сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций за счет строительства новых станций и установки газовых модулей на действующих АЗС в муниципальных образованиях Сахалинской области.

Презентация АРЭГ на Нефть и Газ Сахалина 28 09 2017

29 сентября 2017 г.